Взгляд Моны Лизы устремлен мимо зрителей
Знаменитая Мона Лиза не «следит» за зрителями, как считают многие ценители искусства. Ученые доказали, что глаза женщины на портрете Леонардо да Винчи направлены строго в определенную сторону.
«Джоконда» — одна из самых известных и мистических картин итальянского художника Леонардо да Винчи, вокруг которой существует много легенд и мифов. Например, нередко наблюдатели отмечали, что взгляд женщины на картине следит за ними, когда они перемещаются по музейному залу. Такая оптическая иллюзия действительно существует, и ее даже назвали в честь произведения да Винчи — «эффект Моны Лизы». Но парадокс в том, что сама Мона Лиза не демонстрирует эту иллюзию, названную ее именем. Проще говоря, картина не «наблюдает» за перемещающимся зрителем. К такому выводу пришли эксперты из немецкого Университета Билефельда.
Оказывается, оптическая иллюзия, при которой глаза на картине повсюду сопровождают наблюдателя, может проявлять себя в том случае, если изображенный человек смотрит прямо или под углом, не превышающим 5 градусов. Установлено, что глаза на великом полотне Леонардо от центральной линии на 14,5 градусов, и в такой зоне оптический эффект просто не может себя проявить. Доказать, что женщина с загадочной улыбкой не «преследует» зрителей взглядом, помог простой эксперимент, в котором участвовало порядка двух тысяч людей.
Перед добровольцами на разном удалении от полотна помещали обычную линейку и просили показать, куда, по их мнению, направлен женский взгляд. Подавляющее большинство участников эксперимента сказали, что Джоконда смотрит мимо них, в правую сторону. Согласно замерам в реальном пространстве, нарисованный взгляд отклонялся от смотрящего человека примерно на 15 градусов.
Получается, называть соответствующую иллюзию «эффектом Моны Лизы» некорректно, поскольку в данной картине она не проявляется. Тот факт, что многие посетители Лувра чувствуют на себе пристальный следящий взгляд во время перемещений по залу, ученые считают самовнушением.